Лето наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст.
Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Оздоровительные лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Актуальность программы: Летний отдых это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
А создание летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания с волонтерской направленностью является особо актуальной. Огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. К сожалению, многим людям помощь со стороны близких, родственников, знакомых не оказывается, и они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию, не считаясь со своим временем, делятся своей энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям, окружающим их, без какой – либо материальной выгоды. Каждому волонтеру хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей. Летняя активно полезная занятость является так же формой организации свободного времени детей разного возраста, уровня развития интеллектуальных, социальных, творческих способностей ребенка. Пребывание в летнем лагере особенно важно для современных детей, ограниченных в движении, в количестве физической работы, склонных к пассивному отдыху: компьютерные игры, телевидение. Для педагогов летний лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями. Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни лагеря привлекает всех, даже самых неподдающихся детей из социально-неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.
Планируется, что летнюю площадку будут посещать дети из семей с малым достатком, ребята, которые поступают в этом году в первый класс.
Главная идея этого проекта заключается в том, чтобы сделать это время для детей незабываемым, полезным. Чтобы дети смогли дать положительный ответ на вопросы: «Понравилось ли тебе в летнем оздоровительном лагере? Хотел бы ты и в следующий раз отдыхать в летнем лагере с дневным пребыванием? Нашел ли ты новых друзей? Чему интересному научился здесь?»
Программа ориентирована на детей в возрасте от 6 до 15 лет
Цель программы:
1. Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период посредством формирования у подростков социальной активности.
2. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
3. Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
Задачи:
• Формирование у школьников понимания сущности добровольной помощи людям.
• Вовлечение детей в различные виды милосердной деятельности.
• Популяризация трудовой деятельности детей.
• Воспитание толерантности.
• Организация активного отдыха и оздоровление детей.
• Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы:
- Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.
- Принцип творческого отношения к делу.
- Принцип добровольности участия в делах.
- Принцип учета возрастных особенностей детей.
- Принцип доступности выбранных форм работы.
- Принцип безопасности при проведении всех мероприятий.
- Принцип толерантности.
- Принцип милосердия.
Участники программы
Лагерь комплектуется на лето 2024 года из числа учащихся 1 – 9 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей - 27 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач программы осуществляется в следующих направлениях. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
1 Спортивно-оздоровительный модуль.
Задачи:
- вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
- вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;
- воспитывать ценностное отношение к здоровью.
- формировать представление о безопасной жизнедеятельности дома, на улице и в общественных местах.
Для реализации поставленных задач организуется:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения на прогулке);
- активный отдых (праздники, развлечения, «дни здоровья», эстафеты, туристические походы);
- здоровое питание детей;
- цикл бесед о гигиене «Уроки Мойдодыра»;
- ежедневный инструктаж по технике безопасности.
2 Интеллектуально-познавательный модуль
Задачи:
- развивать любознательность, воображение и познавательную активность ребят;
- формировать положительную мотивацию, интерес к интеллектуальной деятельности;
- воспитывать коммуникативные компетенции детей.
Формы работы
- КТД;
- посещение Модельной библиотеки, Детской библиотеки, Дома культуры, Музея истории крестьянского быта;
- участие в викторинах, интеллектуальных конкурсах.
3 Патриотический модуль
Задачи:
- способствовать формированию патриотизма и гражданской солидарности;
- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях в истории России;
- воспитание детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни и культуру, традиции своей семьи и родного края.
Формы работы
- цикл мероприятий, посвященных Году культурного наследия народов России;
- цикл мероприятий, посвященный национальным героям России и важнейшим историческим событиям в истории России;
- участие в митинге в День памяти и скорби;
- экскурсии в Музей истории крестьянского быта села Красное.
4 Экологический модуль
Задачи:
- развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;
- формировать ценностное отношение к природе и природным ресурсам;
- сформировать элементарный опыт природоохранной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Формы работы
- цикл мероприятий «Эколог и Я»;
- экологические акции.
5 Туристско-краеведческий модуль.
Задачи:
- формировать познавательный интерес к изучению родного края;
- приобщать к краеведческой деятельности;
- развивать умения туристической деятельности.
Формы работы
- экскурсии;
- походы;
- квесты.
6 Художественно — эстетический модуль.
Задачи:
- воспитывать в детях чувство прекрасного;
- формировать навыки культурного поведения и общения;
- создать условия для творческого самовыражения и самореализации каждого ребенка;
- развивать творческие способности детей.
Формы работы:
- выставки рисунков;
- творческие мастер-классы;
- оформление отрядных уголков;
- конкурсы творческих работ;
- посещение общественных мест.
7 Трудовой модуль.
Задачи:
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам.
Формы работы:
- бытовой самообслуживающий труд;
- общественно значимый труд
Формы и режим занятий.
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену – 15 дней.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и другие.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на июнь 2024 года и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап - Подготовительный – апрель-май 2024 г.
II этап - Организационный – с 01.06. – 03.06.2024 г.
III этап - Основной – с 03.06. по 23.06. 2024 г.
IV этап - Заключительный – 23. 06. 2024 г.